Невский судостроительно-судоремонтный завод

г. Шлиссельбург
Невский судостроительно-судоремонтный завод в начале войны становится основной базой Ладожской военной флотилии, ремонтирует ее суда, переоборудует гражданские речные суда в военные.

Здесь базировались канонерские лодки, минные заградители, сторожевые корабли. Ремонтные работы велись круглые сутки, а в конце августа 1941 года - под бомбежками и артобстрелами.

3 сентября 1941 года эвакуируется в пригород Великого Устюга затон Кузино, где в короткий срок налаживает выпуск речных и озерных военных кораблей, производит их ремонт, выпускает минометные мины. За время войны заводчане выдали фронту около миллиона минометных мин, 800 походных кухонь, отремонтировали более 100 речных судов. И это несмотря на то, что рабочих мучали дистрофия и цинга, не хватало одежды и обуви, в дефиците были материалы и оборудование.

Выполняя военные заказы, работники завода одновременно осваивали воинские специальности. На судоремонтном заводе было подготовлено 1149 стрелков, 153 снайпера, 124 минометчика, 77 станковых пулеметчиков, 35 истребителей танков, 5 телефонистов, 3 радиста. За героический труд Государственный комитет обороны наградил коллектив переходящим Красным Знаменем.

В марте 1943 года в освобожденный Шлиссельбург прибыл восстановительный отряд эвакуированного завода, чтобы подготовить цеха и жилье для приема основного состава завода.

В 1944 году коллектив завода возвращается в Петрокрепость (так с 1944 года стал называться Шлиссельбург), восстанавливает заводские сооружения, ремонтирует и восстанавливает затопленные гражданские суда и корабли Ладожской военной флотилии.

В июне 1944 года полностью из эвакуации возвратился коллектив завода. 8 июня 1944 года приказом народного комиссара речного флота заводу присвоено наименование «Невский судостроительно-судоремонтный завод I разряда».

За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 170 тружеников предприятия были награждены орденами и медалями.

В первые послевоенные годы, кроме судоремонта, завод начал изготавливать продукцию машиностроения – слиповое оборудование, паровоздушные, паровые насосы, инжекторы и т.д. Развернулись работы по реконструкции цехов и расширению производства за счет территории и оставшихся производственных зданий ситценабивной фабрики им. Петра Алексеева.



Все предприятия
Ещё больше фактов и интересной информации о работе предприятия в годы Великой Отечественной войны вы найдете по ссылке
Цифры и факты
отремонтировано более 100 речных судов
Изготовлено более 228150 мин
Изготовлено 10 озерных барж
6000 пар лыж, 1700 очажно-походных кухонь, 160 санитарных волокуш
Блохин Алексей Яковлевич
Эвакуация завода и работа на новом месте 1941-1945 гг.
Все воспоминания
Воспоминания ветеранов
Сообщение о том, что фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, мы с женой и ребятишками Лидой и Толей, тогда еще Лиде было 17 лет, а Толе 7 лет, услышали на Октябрьской улице против ныне ИТР-овского дома (тогда он был фабричный). Мы шли на огород, который был на Фабричном лугу, где теперь стоят дома береговой базы. В начале Пролетарской улицы. Жили мы тогда на Красном проспекте, дом 30. Это было недалеко от теперешней проходной завода. Было воскресенье.  Читать полностью