Воспоминания ветеранов

Александр Александрович Соколов
СОРМОВСКИЕ ДИНАСТИИ
Завод «Красное Сормово»

В августе 2019 года у дома №1 по улице Минина, в присутствии глав Нижегородского региона и  города Нижнего Новгорода, состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Александру Александровичу СОКОЛОВУ (1930–2014), одному из выдающихся руководителей города советского периода, председателю исполкома Горьковского городского Совета народных депутатов.
А в конце сентября стало известно, что новый сухогруз, строящийся на заводе «Красное Сормово», будет назван в честь Почетного гражданина Нижнего Новгорода и Нижегородской области Александра Соколова, который начинал свой профессиональный путь на знаменитом судостроительном заводе. Сухогруз «Александр Соколов» станет третьим судном в серии из 11 сухогрузных теплоходов проекта RSD59, строящихся в рамках двустороннего договора между ПАО «Завод «Красное Сормово» и «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК). Судно планируется спустить на воду в конце октября 2019 года.

ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ

Александр Александрович Соколов – представитель третьего поколения династии нижегородских корабелов. А основателем династии стал его дед – Пётр Александрович Соколов (1868-1935). Хранящиеся в семье Соколовых газетные и журнальные статьи 1920-1930-х годов дают достаточно полное представление об этом незаурядном человеке, талантливом самородке из народа. Петра  Александровича называют новатором отечественного судостроения, неутомимым рационализатором и изобретателем, одним из пионеров отечественного теплоходостроения.

Он родился в пролетарской семье, рано остался сиротой, но его упорство и стремление к знаниям помогли ему успешно окончить Саратовское техническое училище. Он работал слесарем  в Алексеевском затоне, кочегаром на пароходе «Гоголь» и дослужился до первого машиниста. Он не боялся черновой работы, упорно постигал устройство судна до мельчайших подробностей, в дальнейшем эти знания и умения помогли ему  смело конструировать и переделывать механизмы и корпуса судов.

С 1903 по 1908 год П.А. Соколов строит теплоходы на  Сормовском и Коломенском заводах, он является участником строительства первых в мире теплоходов «Вандал» и «Сармат». По его чертежам строятся гигантские нефтеналивные баржи грузоподъёмностью до 800000 пудов – гордость волжского флота, самые крупные для своего времени нефтеналивные речные суда в мире.

Пётр Александрович стоял у истоков становления Навашинского судостроительного завода и был одним из его первых руководителей. Другими его важнейшими работами стали постройка мазутных ям и нефтяных амбаров в Баку, отличающихся прочностью и дешевизной исполнения, применение при постройке судов продольной системы сборки корпусов, впервые применённая шаблонная сборка набора корпусов, реконструкция Рыбинского эллинга, на котором под его наблюдением было построено 54 новых судна.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Сын Петра Александровича – Александр Петрович Соколов ( 1…. – 1961) стал продолжателем дела отца. Он был специалистом по дизелям,  работал механиком на одном из петербургских судостроительных заводов. После Великой Отечественной войны восстанавливал танковое производство в Харькове. Его женой стала Тамара Павловна Гнездова, дочь известного в Нижнем Новгороде аптекаря. В этой семье и родился Александр Александрович Соколов, чьё имя вскоре  украсит борт нового сормовского сухогруза.

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ

Александр Соколов родился 13 июня 1930 года в Горьком,  в 1954 году окончил кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института. Был направлен мастером на завод «Красное Сормово»  в цех СК-4,  где прошел путь до заместителя начальника цеха. Затем производственный рост сменился ростом по партийной линии: в 1956–1959 годах Александр Соколов был заместителем секретаря парткома завода, с 1959 года – вторым секретарем, с 1961 года – первым секретарем Сормовского райкома КПСС.

С 1963 по 1967 год Александр Александрович Соколов занимал пост первого заместителя, а с 1967 по 1974 год – председателя исполкома Горьковского городского Совета народных депутатов. В качестве фактического главы города реализовал большое количество значимых для города проектов: строительство Автозаводской больницы № 40 и тридцати пяти поликлиник, восьми общеобразовательных школ, а также городских дорожных магистралей. В 1970 году под руководством А. А. Соколова город был награждён орденом Ленина.
Позднее Александр Соколов занимал посты первого секретаря Горьковского городского комитета КПСС (1974–1986 годы), председателя исполкома областного Совета народных депутатов (1986–1991 годы). На этом посту много внимания уделял газификации городов и районов области, строительству дорог и развитию транспортного обеспечения, жилищному строительству. В это время Горький строил по 800 тысяч квадратных метров жилья ежегодно.

В 1991 году А.А. Соколов был избран председателем областного Совета народных депутатов. Являлся депутатом Верховного Совета РСФСР двух созывов. Награжден орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР. В 1998 году А. А. Соколову присвоено звание Почётного гражданина Нижнего Новгорода, а в 1999-м – Почётного гражданина Нижегородской области. 

Жена Александра Александровича, Нелли Борисовна Соколова – Заслуженный врач РСФСР, всю свою жизнь она посвятила медицине, стояла у истоков создания Центра планирования семьи в Нижнем Новгороде.

ЧЕТВЁРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Сын Соколовых – Владимир Александрович не сошёл с пути, проложенного ещё его  прадедом. И всегда помнил слова отца, его наказы: «Работать, работать и работать», «Держись завода – и с работой будешь всегда».

Как и отец, учился в политехе (специальность «судостроение и судоремонт»), в составе  студенческого строительного отряда строил Вилюйскую ГЭС, а окончив институт, в 1977 году пришёл на завод «Красное Сормово». 

Сначала помощник мастера, потом мастер и старший мастер цеха СК-3 В.А. Соколов участвовал в строительстве дизельных ПЛ проекта 641Б «Сом» и атомных ПЛ проекта 670М «Чайка». В качестве начальника стапеля строил первые ДПЛ проекта 877 «Варшавянка». С 1980 по 1983 год работал заместителем начальника сварочного цеха, который принимал непосредственное участие в создании АПЛ проекта 945 «Барракуда» в титановом корпусе. С 1984 по 1986 год Владимир Соколов – начальник цеха СК-4, самый молодой и один из лучших руководителей цеха на заводе (ему было чуть больше 30-ти лет). С 1987 до 1991 года В.А. Соколов руководит «комсомольско-молодёжным» сборочно-сварочным цехом (ССЦ), который создавал «Барракуды», у него в подчинении тысяча человек…

Четырнадцать лет работы на заводе Владимир Александрович вспоминает как самые насыщенные в его трудовой биографии. В настоящее время он является генеральным директором ООО «ССК» (Судостроительная судоходная компания), которая занимается производством комплектации  для судов, строящихся в Нижегородской области.

Он с уважением и благодарностью говорит об отце, отмечая его  принципиальность и доброжелательное отношение к людям. И хотя Александр Александрович был человеком чрезвычайно занятым, он находил время для того, чтобы сводить сына на стадион «Труд» посмотреть футбольный матч, в жаркий летний день –
искупаться на речку Ветлугу, осенью – в лес за грибами. Это самые дорогие воспоминания детства.

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Александр Владимирович Соколов – руководитель проекта Отдела развития производственной системы ПАО «Завод «Красное Сормово» – является представителем пятого поколения славной династии корабелов. Главными качествами своего деда, Александра Александровича Соколова, он считает честность, веру в порядочность людей и тоже помнит его наказ – относиться к работе честно, чтобы потом не было стыдно, чтобы никого не подвести. 

По примеру деда, отца и матери (Елена Сергеевна Соколова работает конструктором в КБ «Вымпел») Александр Соколов окончил кораблестроительный факультет политехнического института и в 2009 году пришёл на «Красное Сормово», мастером в  ССЦ, работал на стапеле, участвовал в строительстве танкеров проектов RST22, 19900,  19614, 19619, RST27. С 2014 года он – старший строитель кораблей Отдела главного строителя, был заместителем ответственного сдатчика танкера проекта RST27, стр. №14. До 2018 года – заместитель начальника цеха СК-2, который выполняет заказы для судостроения и спецмашиностроения. А с 2018-го – в Отделе развития производственной системы, который возглавляет А.А. Цурганов. Отдел уже добился заметных успехов – в этом году проект «Оптимизация судостроительного потока» ПАО «Завод «Красное Сормово» занял первое место  среди предприятий ОСК и получил Диплом победителя. В настоящее время Александр Соколов руководит реализацией проектов по развитию производственной системы в подразделениях  предприятия – корпусном производстве, КСЦ, цехах СК-7 и судомонтажном, в отделе главного строителя.

Дочь Александра, Кристина, по примеру прабабушки хочет стать врачом, а двухлетний сын Всеволод, побывавший недавно на спуске круизного лайнера «Мустай Карим», решил, что он тоже будет «строить кораблики». Похоже, подрастает шестое поколение династии корабелов Соколовых.



Все воспоминания ветеранов
Читайте также воспоминания:
Николай Семёнович Сухонин
«УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ! РОДИНА ТРЕБУЕТ ОТ ВАС…»
Александр Александрович Соколов
СОРМОВСКИЕ ДИНАСТИИ
Геннадий Чернов
РЕБЯТА, МЫ ПОБЕДИЛИ! СПАСИБО ЗА ТРУД
Фирсова (Карпова) Валентина Васильевна
Отечественная война 1941 года
Владимир Владимирович Черёмушкин
ПРОЛОГ ПОБЕДЫ. ТОТ ПАРАД БЫЛ КАК КЛЯТВА
Александра Ивановна Терентьева
МЫ, ДЕТИ ВОЙНЫ, ВЫЖИЛИ…
Алексей Алексеевич Сухонин
ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА
Нина Александровна Арбузова
ПЕРВАЯ НАГРАДА – ОТРЕЗ КАШЕМИРА
Блохин Алексей Яковлевич
Эвакуация завода и работа на новом месте 1941-1945 гг.
Людмила Ивановна Базина
БЫЛО ХОЛОДНО, НО НАС СОГРЕВАЛА ПОБЕДА
Михаил Григорьевич Подольский
ПУТЬ БОЙЦА
Елена Михайловна Хабалова
Трудовой стаж ветерана завода «Красное Сормово» Ленины (Елены) Михайловна ХАБАЛОВОЙ – 55 лет.
Александр Петрович Анисимов

ГВАРДИИ РЯДОВОЙ

Константин Афанасьевич Давыденко
ГОРЕЛИ ВРАЖЕСКИЕ ТАНКИ