Судоремонтный завод «Красная Кузница»
СРЗ «Красная Кузница»
В предвоенные годы «Красная кузница» осуществляла техническое обеспечение почти всех проходивших в то время советских арктических экспедиций. Здесь же ремонтировались после полярных походов ледоколы, ледокольные и транспортные суда.
В первые месяцы войны Беломорскую военно-морскую базу переформировали в Беломорскую флотилию с главной базой в Архангельске (в нее также вошла Йоканьгская, а позже и Новоземельская ВМБ). Для ремонта кораблей, кроме мастерских военно-морского флота, использовали местные предприятия различных ведомств. При этом «Красная Кузница» выполняла значительную часть ремонтных работ.
Задачей архангельских корабелов также стало оказание технической помощи иностранным кораблям и судам, приходящим с Северными конвоями из Великобритании и США.
Хроника событий по годам
(по материалам, предоставленным ветераном завода, кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Владимиром Яковлевичем Лукиным):
1941 год
Через 30 минут после выступления по радио В.М. Молотова состоялось собрание командного состава завода. К выполнению мобилизационного плана приступили немедленно. Уже в июне встали на переоборудование пароходы «Северолес 18», «Воронеж», «Северолес 19», «Профсоюз», «Канин», «Сосновец».
За 1941 год 50 транспортных и промысловых судов прошли переоборудование на «Красной Кузнице» и были переданы Беломорской флотилии.
В августе на ремонт и докование стали поступать подводные лодки Северного флота.
В 1941 году на фронт из числа рабочих и служащих «Красной Кузницы» ушел 931 человек. Остались, в основном, старики, женщины и молодежь.
В августе 1941 года Государственным комитетом обороны вынесено решение о производстве на «Красной Кузнице» для нужд фронта аэросаней типа НКЛ-26. В ноябре уже были изготовлены и испытаны первые две единицы.
1942 год
С января по апрель было изготовлено 213 аэросаней. На этом их выпуск был завершен. Также зимой было налажено производство корпусов мин М-50.
За 1942 год отремонтировано и переоборудовано 96 судов Беломорской флотилии и 23 иностранных судна – в годы войны завод «Красная Кузница» обеспечивал ремонт боевых кораблей и транспортных судов Северных конвоев.
1943 год
Полностью развернулся капитальный ремонт миноносца «Карл Либкнехт», на котором работало до 500 производственных рабочих.
В связи с решением СНК СССР о переводе автотранспорта с жидкого на твердое топливо и приказом Народного Комиссара Морского флота № 304, на «Красной Кузнице» начато производство газогенераторных установок. К 1 мая 1943 года 30 газогенераторных установок были отправлены в освобожденные от врага районы.
За 1943 год выполнено 56 заказов по переоборудованию и ремонту судов Беломорской флотилии, отремонтировано 8 иностранных судов, произведено 14 доковых ремонтов. Изготовлены две металлические клепаные баржи.
За три первых года войны было переоборудовано 236 единиц флота – под военные тральщики, сторожевые и конвойные корабли, заградители и госпитальные суда.
1944 год
18 января 1944 года на завод пришла телеграмма от заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР А.И. Микояна. Он поздравил руководство завода с выполнением плана 1943 года, с окончанием строительства двух металлических барж. «Ставлю перед заводом как основную задачу 1944 года освоить серийную постройку сварных морских барж для Каспийского и Азовского бассейнов».
14 февраля 1944 года приказом директора завода было организовано бюро судостроения. В мае были спущены на воду пять барж №№ 1, 2, 3, 4, 5. Общая продолжительность постройки корпуса на стапелях определялась в 21 сутки. Одновременно шла работа по изготовлению секций для отправки их в другие порты, баржи № 6. В июне заложили еще две баржи – № 9 и № 10. Изготовили секции для баржи № 12.
По заданию Государственного Комитета Обороны и Архангельского комитета ВКП(б) завод занимался изготовлением деталей для сельскохозяйственной техники. За 1944 год изготовлено 61100 деталей для сельхозснаба и 14474 детали для автотракторсбыта.
5 ноября 1944 года подписан акт о сдаче миноносца «Карл Либкнехт» с оценкой «хорошо».
Выполнено 34 заказа по ремонту и переоборудованию судов Беломорской флотилии.
1945 год
На стапелях завода заканчивается постройка барж № 9 и № 10. 27 апреля у наливного дока заложили баржи № 11 и № 12.
9 мая в 8 часов утра на заводской территории состоялся тысячный митинг работников завода и их семей, посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
176-й судоремонтный завод
За годы своей истории предприятие не раз меняло название. Перед Великой Отечественной войной это были ремонтные мастерские Убеко-Север (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях). В первые военные годы – механическая мастерская производственных предприятий тыла Северного флота. В марте 1944 года приказом командующего Северным флотом предприятие переименовано в судоремонтную мастерскую № 1036 (судоремонтным заводом № 176 она стала в 1949 году).
С 22 июня 1941 года по 15 ноября 1944 года судоремонтные мастерские входили в состав действующей армии.
В годы Великой Отечественной войны мастерские производили ремонт деревянных торпедных катеров, тральщиков, гидрографических и транспортных судов, строили для нужд флота шлюпки, вельботы (до 150 единиц в год).
В 1943 году мастерские получили транспортно-плавучий док № 23 (ранее он использовался для перевода подводных лодок на Северный флот по Волге и Беломорско-Балтийскому каналу). Это позволило организовать доковый ремонт кораблей и судов флота.
Все предприятия




Работал модельщиком на судоремонтном заводе «Красная Кузница».
В армии с января 1943 года.