ПО «Севмаш»
Во временную эксплуатацию были введены только основания наливных строительных доков, корпусный цех, часть большого механического цеха, инструментальный и ремонтно-механические цехи, деревообделочный цех и цех покрытий. Все они были не дооборудованы, не доукомплектованы штатным станочным парком, не имели центрального отопления и испытывали нехватку в снабжении электроэнергией. Количество работающих на заводе №402 по состоянию на 1 июня 1941 года составляло 5700 человек.
К началу Великой Отечественной войны на предприятии производилась постройка корпусов 2-х линейных кораблей проекта 23 и 6-ти эсминцев проекта 30, работы на которых с наступлением войны были прекращены. Программа завода резко изменилась, получен оборонный заказ. С этого дня изменилась жизнь страны. Все было подчинено главному – фронту, победе.
В 1941 году директор завода №402 Самуил Никитович Задорожный получил одно из первых заданий военного времени – в кратчайший срок создать базу для хранения больших запасов нефтепродуктов, необходимых предприятию, военному и гражданскому флоту Севера.
Для этой цели необходимо было:
- запроектировать и построить нефтехранилища емкостью 4500 и 6000 т. При этом предполагалось использовать имеющиеся в нефтехозяйстве завода железобетонные баки и зарефулировать в грунт корпуса пароходов «Кулой», «Буревестник» и «Яков Свердлов»;
- изготовить три металлических емкости по 2000 т. каждая;
- построить пирс с системой трубопроводов, насосной, с подогревом приема и выдачи горючего;
- переоборудовать сухогрузный пароход «Буг» под самоходный нефтеналивной танкер;
- переоборудовать сухогрузные пароходы «Нарьян-Мар» и «Кристина» под несамоходные нефтеналивные баржи.
26 ноября 1941 г. Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер "Сан-Амброзио" из каравана РQ-3. Танкер перекачал на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море.
В первые дни войны начинается выпуск артиллерийских снарядов, массовый выпуск малых авиабомб, организуется производство тралов. Завод становится основным поставщиком тралов для противоминной защиты кораблей. С началом блокады Ленинграда предприятию поручают изготовление артиллерийских установок для миноносцев. Кроме артиллерийского вооружения на корабли устанавливалась защита от магнитных мин. В это же время Наркомат судостроительной промышленности принимает решение о передаче строительства подводных лодок серии XIII-38 (минных заградителей «Л-20» и «Л-22») с Балтийского завода в г. Ленинграде на завод №402 в г. Молотовске.
В течении 1941 – 1945 г.г. на заводе №402 выпущено:
Снарядов бронебойных калибра 76мм. 360.000 шт.
Авиабомб ФАБ-100 283.000 шт.
Взрывателей для глубинных бомб 54.000 шт.
Морских тралов 2.027 комп.
Армейских котелков 961.000 шт.
За период с 1941 – 1945 г.г. по кораблестроительной программе передано флоту:
Большие охотники проекта 122А 8 кораблей
Подводные лодки типа «Л» XIII-38 серии 2 корабля
В сентябре 1941 года по решению СНК СССР и ГКО начато строительство Молотовского морского торгового порта, стратегического назначения в системе военно-транспортных операций. К западу от завода №402, силами заключенных Ягринлага под техническим руководством С.Г. Цесарского развернулось масштабное строительство. За три года были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной в 1 км, пирс с нефтебазой и бункерами для угля, склады, 11 км железнодорожного пути, краны, служебные и жилые помещения. На акватории и морском канале проведены дноуглубительные работы. Погрузочно-разгрузочные работы велись одновременно со строительством. Молотовский порт был одним из участков Архморпорта.
С начала войны по 1945 год включительно Молотовский порт принял 794 тысячи тонн импорта, а за всю войну - не менее 850 тысяч тонн, то есть почти 61% от общего количества груза прошедшего через все участки Архангельского порта.
Особое место в истории предприятия занимает судоремонт в годы Великой Отечественной войны. Ремонт проходил, как правило, в порту, примыкавшем к территории завода с запада, во время проведения погрузочно-разгрузочных работ. Этого требовал также и особый режим завода, назначением которого являлось военное кораблестроение, диктовавший нежелательность бесконтрольного присутствия иностранцев в его производственной зоне.
По своему характеру ремонтные работы в порту представляли собой межрейсовый ремонт. Ставилась задача в кратчайший срок восстановить эксплуатационные и мореходные качества судна в такой степени, чтобы обеспечить ему безопасный переход в порты Великобритании, где производился ремонт по полной программе.
В 1942 году были выполнены два крупных ремонта, вызванных боевыми повреждениями ледоколов. По заводской статистике, за годы войны завод выполнил 24 ремонта, в том числе работы по вооружению и довооружению, на судах ледокольного флота, обеспечив тем самым решение стратегической задачи – поддержание судоходства в зимнее время на Белом море и на трассе Северного пути.
В общей сложности за годы войны на заводе №402 были отремонтированы 139 судов в том числе 70 иностранных судов.
Все предприятия



