Астраханское Судостроительное Производственное Объединение (АСПО) (входит в ЮЦСС)
Заводчане приступили к изготовлению ручных гранат, зажигательных бомб, реактивных снарядов. Литейщики, быстро освоив кокильное литье, в массовом объеме выпускали ручные гранаты. Кузнечный и судокорпусный цеха, имея лишь паровой молот "Эймуко" мощностью в 1,5 тонны и два пресса "Пельс", без какого-либо дополнительного оборудования освоили изготовление зажигательных бомб. В ноябре 1941 года 1000 снарядов и авиабомб – завод отправил на фронт.
В ноябре 1941 года на заводе заложили первую серию бронекатеров проекта 1124. Судно имело две танковые артиллерийские башни со скорострельными орудиями и бронированными артпогребами. На боевой рубке крепилась башня со спаренной установкой крупнокалиберных пулеметов. Два мощных двигателя по 850 л.с., работавших на два гребных винта, обеспечивали скорость хода до 21 узла. Были у него устройства для постановки мин и дымовых завес. Руководил их строительством молодой инженер Александр Каменецкий. Сбока велась россыпью. Применялась электросварка. Лишь броневые листы устанавливались на заклепках.
В августе 1942 года был спущен последний бронекатер первой серии и заложены новые, конструктивно еще более улучшенные. Они оборудовались реактивными артиллерийскими установками "24-М-8" - "Катюшами", башенно-палубного типа. Такие установки комплектовались 24-мя реактивными снарядами калибром 82 мм. Дальность их действий достигала пяти с половиной километров.
Большой объем работы приходился по переоборудование буксиров пароходства "Волготанкер" и монтажа на них артиллерийских установок, поступающих из осажденного Ленинграда. Эти работы осложнялись повышенным износом судов после длительности их эксплуатации, кроме того, на некоторых из них были деревянные палубы.
Предприятие изготавливало запасные части к автомобилям и станкам, выпускало полевые авторемонтные мастерские. Передвижные мастерские, смонтированные на крытых грузовых автомашинах, имели разнообразное металлорежущие и электросварочное оборудование, необходимый инструмент.
Конструкторское бюро завода в годы войны разработало проект паромной переправы, не требующий возведения сложных береговых конструкций. В 1942 году по этому проекту было построено два парома. С их помощью в наиболее трудный период Отечественной войны была обеспечена бесперебойная работа важной для фронта железнодорожной магистрали Кизляр-Астрахань.
За образцовое выполнение правительственных заданий коллектив завода, в 1942 и 1944 годах, получал переходящее Красное Знамя Наркомата и не раз благодарности от командирования Военно-Морского Флота СССР. Многие заводчане были награждены трудовыми орденами, а медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" получили 340 человек.
Все предприятия



