Амурский судостроительный завод
Кроме того, велась подготовка производства и освоение изготовления артиллеристских снарядов калибра 76 мм и казенников для миномётов.
C началом войны на фронт ушли многие корабелы, не хватало рабочих рук. Но коллектив завода в военное полугодие 1941 г. смог сдать ВМФ четыре эсминца проекта 7: эсминец «Решительный» (сдан 26 августа 1941 г.), эсминец «Ретивый» (10 октября 1941 г.), эсминец «Разъярённый» (27 ноября 1941 г.), эсминец «Ревностный» (28 ноября 1941 г.). Последний корабль этой серии - эсминец «Редкий» - был передан флоту 30 ноября 1942 г.
Особое место в деятельности завода в этот период занимало создание крейсеров проекта 26БИС. 18 мая 1942 г. состоялся вывод первого крейсера проект 26БИС «Калинин» и 31 декабря 1942 г. после ходовых испытаний крейсер был принят государственной комиссией в состав ВМФ СССР. Сдача второго крейсера «Лазарь Каганович» задержалась из-за перебоев в поставках оборудования и материалов, он был сдан 30 декабря 1944 г.
7 июня 1944 г. Государственный комитет обороны принял решение о строительстве на заводе паромов. 28 июля 1945 г. начались государственные испытания первого парома. 31 июля 1945 г. дизель-электрический паром для ж/д переправы через р. Амур был принят в эксплуатацию.Это было первое в СССР крупное речное судно с дизель-электрической гребной установкой. Строительство парома в такие сжатые сроки стало возможным благодаря упорному, очень напряженному, творческому труду всего коллектива завода. 30 сентября 1945 г. был сдан в эксплуатацию второй паром. Впоследствии этим паромам были присвоены имена «Волга» и «Дон».
С началом Великой Отечественной войны правительство приняло решение о привлечении завода к работам по капительному ремонту подводных лодок серий V, VI. В октябре 1941 г. на ремонт были поставлены шесть ПЛ, в августе – одна, в октябре 1942 г. - еще семь, в октябре 1943 г. завод принял на ремонт четыре ПЛ. Всего на Амурском заводе успешно прошли ремонт семнадцать подводных лодок.
В 1943 г. Государственный комитет обороны выдал заводу задание на производство запасных частей к тракторам. В конце 1943 г. был организован цех ширпотреба, который выпустил за время войны около 42,5 тыс. шт. изделий, в т.ч. кровати, кастрюли, ведра, лопаты, тяпки и мн. др.
Корабли, построенные заводом, несли службу на ТОФе, охраняли с моря советского Дальнего Востока от возможного вторжения Японии. Часть кораблей завода были переведены на Северный флот и участвовали в боевых операциях против фашистской Германии. Так, лидер эсминцев «Баку», поступивший на флот в 1938 г., вместе с эсминцами «Разъяренный» и «Разумный» претерпели ряд изменений, которые были направлены на повышение прочности корпуса в ледовой обстановке, замену гребных винтов на более прочные. Летом 1943 г. лидер «Баку» участвовал в обеспечении перехода ледоколов «Микоян», «Красин», «Адмирал Лазарев», «Монткальм» и ледореза «Литке» из г. Молотовск (ныне г. Северодвинск) в Карское море. В ноябре того же года лидер «Баку», эсминцы «Разъяренный» и «Разумный» принимали участие в обеспечении перехода ледокола «Сибирь» и ледореза «Литке» из Арктики в г. Молотовск. Эсминцы умелыми действиями срывали атаки ПЛ противника. Лидер «Баку» за успешные боевые действия и героизм личного состава был награжден орденом Красного Знамени.
В годы войны Амурский судостроительный завод фактически был единственным предприятием страны, занятым новым крупным судостроением. Страна высоко оценила труд заводчан в военные годы - коллектив предприятия был награжден высокой правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.
Все предприятия



