35 судоремонтный завод

г. Мурманск
С самых первых дней войны завод «Севморпуть», ныне 35-й судоремонтный завод, филиал центра судоремонта «Звездочка» оказался на передовой.

Сложнейшие военные заказы приходилось выполнять под ожесточенными бомбежками, значительно опережая собственные возможности..

В 1941 году завод получил задание установить вооружение на ледоколах «Ленин», «Сталин», «Молотов» и судах ледокольного типа – «Сибиряков», «Малыгин» и «Русанов». Ответственное задание удалось выполнить в самые сжатые сроки, и полностью вооруженные ледоколы ушли от причалов завода как боевые корабли.

Добившись первой победы – выпуска легких минометов М-50, руководство завода приступило к поиску путей максимального увеличения выпуска вооружения, в котором так остро нуждался фронт.

Одновременно с выпуском минометов в августе 1941 года всего за две недели рабочие освоили отливку и механическую обработку гранат Ф-1.

Летом 1942 года на подкрепление Северному флоту из Тихого океана вышли боевые корабли: лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». После трехмесячного перехода они не смогли сразу принять участие в боевых операциях, нуждаясь в срочном ремонте. На заводе им заменили ледовые винты и сняли защитную обшивку корпуса – «шубу». От причала завода корабли сразу ушли на боевое задание.

В начале 1942 года возникла необходимость в кратчайшие сроки переориентировать производство на выпуск мин в массовом масштабе.

В первые два года войны судоремонтные заводы области изготовили такое количество минометов, мин и гранат, которое полностью обеспечило потребности войск Кандалакшского и Мурманского направлений и ряда других участков Карельского фронта.

В 1943 году «Севморпути» предстояло выполнить еще одно ответственное задание для фронта. К причалу завода пришвартовался лесовоз «Фрунзе». Судоремонтники приступили к его переоборудованию. Через некоторое время флоту передали танкер «Фрунзе».

Летом этого же года вернулся из боев поврежденный эсминец «Разъяренный». Носовая часть корабля была разбита до 28-го шпангоута. Чтобы привести корабль в боевую готовность, корпусному и механическому цехам предстояло выполнить огромную работу. К операции были привлечены газорезчики, сборщики и электросварщики корпусного цеха. Работа не останавливалась ни днем, ни ночью. Поврежденную носовую часть отрезали, изготовили новую. Ценой неимоверных усилий рабочие вернули Северному флоту боевой корабль.

Завод успешно ремонтировал боевые корабли и продолжал изготовление боеприпасов. В 1943 году предприятие дважды было удостоено переходящего Красного Знамени, учрежденного военным советом Северного флота.



Все предприятия
Ещё больше фактов и интересной информации о работе предприятия в годы Великой Отечественной войны вы найдете по ссылке
Цифры и факты
отремонтировано 645 боевых кораблей
отремонтировано 544 транспортных, рыболовных и вспомогательных судов
55 судов переделали в боевые
выпускали минометы М-50 и гранаты Ф1
Родился 4 марта 1921 года в многодетной крестьянской семье в деревне Филиппово Кирилловского района Вологодской области.
Награжден орденом Отечественной войны, медалями «Защитник  Советского заполярья», «За победу над Германией», «Ветеран труда», «За  доблестный труд в ознаменование 100 – летия со дня рождения В. И. Ленина», многими юбилейными медалями и знаками за трудовое отличие.    Глава династии Блоховых.
Награжден медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг», «За доблестный труд в ознаменование 100 – летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», «Ветеран Краснознаменного Северного флота», рядом юбилейных.
14 – ой Армии Жаравиной А. А. вынесена благодарность за самоотверженную работу на производстве и активное участие в общественной работе по оказанию помощи фронту.
От ученика счетовода до должности заместителя главного бухгалтера таков трудовой путь Галины Петровны Захаровой до выхода на пенсию в 1978 году.
Трижды награжден медалью «За отвагу». Два его сына Геннадий и Вячеслав  много лет трудились на предприятии.
Награжден орденами Отечественной войны 2 степени, «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 = 1945гг», « За победу над Японией», «За доблестный труд в ознаменование 100 – летия рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», многими юбилейными и знаками трудового отличия.
1910 года рождения, на строительство завода приехал по комсомольской путевке в 1936 году. Участник Великой Отечественной войны, ветеран труда.
1914 года рождения, участник Финской войны и Великой Отечественной, ветеран труда, награжден многими знаками и медалями, в том числе и медалью «За отвагу».
Награжден орденом «Отечественной войны «1 степени», медалями «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья», «Жукова», «Ветеран труда» и многими юбилейными медалями и знаками. Ветеран труда, войны и Морского завода «Севморпуть».
Награжден орденами «Трудовой Славы 3 степени», «Отечественной войны 2 – ой степени», медалями: «За трудовую доблесть в ознаменовании 100–летия со дня рождения В.И. Ленина»,  «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «Ветеран труда», многими юбилейными медалями и знаками.
Сазанова Елизавета Дмитриевна награждена орденом (Отечественной войны 2 степени», медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в годы ВОВ», «Жукова», «Ветеран труда» и рядом юбилейных медалей и знаков. Ей присвоено почетное звание «Ветеран труда» и «Ветеран морского завода»
А. А.Шешуков - глава династии тружеников завода: сын Владимир Алексеевич, внук Роман работает в цехе № 1, дочь Валентина работала в транспортном цехе, зять Щипков Валентин много лет работал в ОСК и ЦЗЛ, внук Алексей - сын дочери А. А. Шешукова Тамары и Валентина Щипкова работал в цехе № 14.