Адмиралтейские верфи

г. Санкт-Петербург
В предвоенные годы на судостроительных заводах «Судомех» и имени Андре Марти (позже вошедших состав Адмиралтейских верфей) были построены 69 подводных лодок серий «М», «Щ», «С» и «К», составивших к началу Великой Отечественной войны 1/3 боевого состава подводных сил ВМФ СССР, а также – 316 торпедных катеров.

В 1941 году на фронт ушли около 5 тысяч адмиралтейцев, ещё тысяча заводчан ежедневно работали на оборонительных сооружениях на подступах к Ленинграду. Всего же в годы войны на защиту Родины ушли почти 8 тысяч работников верфей, из них 2570 – добровольцами.

В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи построили и сдали флоту 7 подводных лодок типа Щ и К, 20 бронированных катеров типа МБК, 66 морских охотников за подводными лодками типа БМО, 116 самоходных плашкоутов. На заводах было переоборудовано и отремонтировано 300 надводных кораблей, судов и подводных лодок, в том числе крейсеры «Киров», «Максим Горький», лидер «Ленинград» и другие. Изготовлено большое количество минометов, мин, артиллерийских снарядов и другой боевой техники.

Адмиралтейцы сражались на фронте, в пулеметно-артиллерийских батальонах, в партизанских отрядах, в народном ополчении. Из работников двух заводов были сформировано два отдельных пулеметно-артиллерийских батальона (ОПАБ), предназначенные для обороны в укрепленных районах вокруг города. В состав 264-го батальона вошло более 600 ополченцев с завода имени Марти, а в состав 265-го – добровольцы с «Судомеха». В отряды вступали семьями, целыми коллективами.

А в цехах верфей был свой фронт – трудовой. С первых дней войны оба завода оперативно переключились на выполнение срочных заказов для действующей армии и флота. Переоборудовали для военных нужд гражданские суда, изготавливали снаряды для зенитной артиллерии, мины и минометы, зажигательные и фугасные бомбы, корпуса для дотов, детали для танков и множество другой военной продукции.

Работали и для нужд осажденного Ленинграда – выпуская, например, штыковые лопаты, которые срочно понадобились для возведения оборонительных сооружений. 800 заводчан с первых дней войны ежедневно откомандировывались на строительство оборонительных сооружений в городе и на подступах к нему.

Так, в годы войны было изготовлено 2974 комплекта тралов, 160 комплектов параванов, 1500 буев для тралов, 40 бомбовых тележек, отштамповано 29800 штыков, 301 якорь, свыше 140000 снарядов, мин, авиабомб, а также выполнено большое количество других фронтовых заказов.

Работа на верфях велась под постоянными артобстрелами и бомбардировками немецкой авиации. Адмиралтейские верфи с их ясно очерченными водными границами были очень удобной мишенью для противника. На территории заводов имени Марти и «Судомеха» были сброшены сотни авиабомб и снарядов, разрушившие многие здания.

Несмотря на страшные условия блокады, Адмиралтейские верфи продолжали не только строить и ремонтировать корабли, выпускать продукцию для нужд фронта, но и разрабатывать новые проекты, внедрять новые технологии.

В июне 1941 года завод имени Марти за пятнадцать дней переоборудовал семь самоходных грунто-отвозных шаланд в канонерские лодки. Столь сжатые сроки потребовали от КБ завода разработки необходимых эскизов чертежей прямо на месте. Канонерские лодки были вооружены двумя 100 мм и 130 мм орудиями, несколькими 45 мм полуавтоматами, малокалиберными зенитными установками и пулеметами.

На строившихся подводных лодках монтировались минноотводные устройства, эхолоты, а некоторые механизмы, с целью снижения шумности переставляли на амортизаторы. На заводе имени Марти всего за два с половиной месяца так же были модернизированы 26 торпедных катеров типа Г-5 с заменой набора и обшивки.

С 1943 года адмиралтейцы начали строить мониторы – корабли с мощной броневой защитой и сильным вооружением, которые имели небольшую осадку и могли подойти к берегу по мелководью. На них возлагалось прикрытие флангов наших наступающих армий и уничтожение транспортов, пытавшихся вывести вражеские войска из окружения.

Настоящим трудовым подвигом в годы войны стало проектирование и строительство бронированных «морских охотников» за подводными лодками – БМО. Идея создания малых охотников с легкой броневой защитой принадлежала командованию Балтийского флота. Учитывая сложные блокадные условия, в конструкции БМО предусмотрели прямолинейные обводы в носовой части и плоский тралец. Броня толщиной 8-12 мм защищала наиболее важные части катеров: моторное отделение, погреба боеприпаса, палубу и радиорубки. Позже была освоена технология подкрепления корпуса для придания ледокольных качеств, и БМО могли преодолевать лед толщиной 6-7 см.

В 1942 года Военный совет Ленинградского фронта поручает адмиралтейцам организовать массовое строительство самоходных тендеров-плашкоутов для Ладожского озера.  За основу конструкторы взяли несамоходный плашкоут, на котором установили автомобильный двигатель ЗИС-5 мощностью 75 л. с. Разработка самоходного однотрюмного тендера с улучшенными обводами и грузоподъемностью 15 тонн была завершена к 9 мая 1942 года. 

Только за навигацию 1942 года плашкоуты совершили тридцать тысяч рейсов по Ладожскому озеру, доставив в блокадный Ленинград более ста тысяч тонн продовольствия и боеприпасов и эвакуировав на «Большую землю» двести пятьдесят тысяч человек. Среди ленинградцев быстро разнеслась молва о неуязвимости этих небольших судов – и многие просили переправлять их через Ладожское озеро только на тендере. И действительно, ни один из них не был потоплен фашистами.

Не все работники верфи дожили до 9 мая 1945 года… Война унесла жизни более 8000 адмиралтейцев: 5000 человек не вернулись с полей сражений, 3000 умерли от бомбежек и голода в годы блокады. Их имена занесены в «Книгу Памяти», которая находится в музее предприятия.

Сотни тружеников верфей награждены орденами, тысячи – медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и «За оборону Ленинграда». Боевыми орденами и медалями награждены сотни адмиралтейцев, проявивших героизм и мужество на фронте. Двое из них – Михаил Дмитриевич Кононов и Михаил Степанович Сальников – удостоены звания Героя Советского Союза.

В 1946 году коллективу Адмиралтейского завода было передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны СССР. В 40-ю годовщину Победы Ленинградское Адмиралтейское объединение было награждено орденом Отечественной войны I степени за заслуги в обеспечении Советской Армии и ВМФ в годы Великой Отечественной войны.




Все предприятия
Ещё больше фактов и интересной информации о работе предприятия в годы Великой Отечественной войны вы найдете по ссылке
Цифры и факты
построили 7 подводных лодок типа Щ и К
построили 66 морских охотников за подводными лодками типа БМО
отремонтировано 300 надводных кораблей и подводных лодок
построили 116 самоходных плашкоутов
Подводные лодки типа М за годы войны потопили
61 транспортное и вспомогательное судно
(135 512 брт), уничтожили 10 боевых кораблей и повредили 8 судов (20 131 брт)
Подводные лодки типа М «Малютка»
30 участвовавших в войне подводных лодок типа С потопили 21 торговое и рыболовное судно
(82 770 брт) и 7 боевых кораблей, в том числе одну подлодку
Подводные лодки типа С «Средняя»
На подлодки типа Щ приходится 35 % от совокупного тоннажа противника, потопленного и поврежденного советскими субмаринами во время войны
Подводные лодки типа Щ «Щука»
Список подтверждённых побед подводных лодок типа К включает 25 потопленных и 6 повреждённых кораблей и судов противника
Подводные лодки типа К «Крейсерская»
Это первые и самые массовые советские боевые корабли класса торпедный катер
Торпедные катера типа «Г-5»
В условиях войны и блокады было построено и сдано флоту 20 бронированных катеров типа МБК. Все они несли службу на Балтийском флоте
Морские бронекатера проекта 161 (тип МБК)
Во время войны было построено в рекордно сжатые сроки 66 бронированных морских охотников, все они несли службу на Балтийском флоте
Бронированные морские охотники за подводными лодками проекта 194
За время войны линкор провел 126 стрельб главным калибром, израсходовав 1140 305-мм снарядов. Зенитчики отразили 24 налета авиации противника, в которых участвовали 597 самолетов, сбив 13 и повредив 3 из них
Краснознамённый линейный корабль «Октябрьская Революция»