Воспоминания ветеранов
ПОЧИНКОВСКИЕ КОРНИ
Починки, как и ближайшие к ним Сормово и Копосово, известны ещё с XVI века. В XIX веке они были основными «поставщиками» рабочей силы для Сормовского завода. А в ХХ столетии Починки «снабжали» завод не только высококлассными рабочими, но и инженерно-техническими кадрами.
Дом на Большой Починковской был построен дядей жены Алексея Алексеевича – Ефимом Николаевичем Дербенёвым. Ещё до 1917 года он был ответственным сдатчиком канонерских лодок, строящихся на Сормовском заводе. Преподавал на курсах для рабочих дисциплину «Допуски и посадки, центровка судовых валов». Написал книгу «Установка судовых двигателей по системе Джоя», которая была полезна для студентов судовых специальностей.
Его жена, Аграфена Алексеевна, была дружна с сестрой Валерия Чкалова – Анной Павловной, их дома в Починках стояли практически рядом. А сам Алексей Алексеевич вспоминает о том, как в 1934 году девятилетним мальчишкой вместе с друзьями бегал смотреть на знаменитого лётчика, который выступал перед сормовичами с балкона Дворца культуры.
- Мой дед Иван был человек могучий, работал на заводе токарем, но пожил мало – всего 40 лет, - память у юбиляра отменная, и рассказчик он превосходный. – А вот отец, Алексей Иванович, тоже токарь, прожил чуть не вдвое больше. Работал на самом большом станке – на расточке коленчатых валов. В молодости был заводной, хорошо играл на гармони. Участвовал в революционных событиях 1905 года. Был членом боевой дружины Павла Мочалова - руководителя декабрьского вооруженного восстания в Сормове. Институтов не кончал, но был человеком грамотным, знал законы. Уже при советской власти возглавлял заводскую конфликтную комиссию. Завод делегировал его на один из предвоенных партийных съёздов в Москву. Во время войны был приёмщиком в сотом сдаточном цехе.
Алексей Сухонин взял в жёны девушку-сироту Анну Колчину, у них народилось трое сыновей и три дочери.
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ
Старший из братьев, Владимир, по призыву Сталина «Молодёжь – на танки!» ушёл из Ленинградского политеха в Ульяновское танковое училище. Служил на Дальнем Востоке, перед войной их часть перебросили на Западную Украину. В первых боях под Ровно танк БТ-7, которым командовал Владимир Сухонин, был подбит. Попав в окружение, он пришёл к партизанам и воевал в отряде до освобождения Украины нашими войсками, а потом, до Победы - в Красной Армии. В партизанском отряде начал писать стихи…
Средний брат, Борис, по примеру деда и отца, до войны работал токарем на заводе «Красное Сормово», после работы вместе с друзьями-токарями посещал аэроклуб. Летать учились на аэродроме Осоавиахима в Копосове – с 3 часов ночи до 7 утра, до начала смены! Лётное училище окончил в Энгельсе, война застала в Одессе. Лётчик-истребитель Борис Сухонин прошёл всю войну, участвовал в корейских событиях, имел награды, вырос до командира авиационного полка.
Сёстры – Екатерина, Зинаида, Вера во время войны работали на заводе «Красное Сормово», все вышли замуж за сормовских рабочих.
Алексей – младший среди братьев, окончил 6 классов деревянной школы №86 на Старой Канаве, в 1940 году поступил в ремесленное училище (сегодня - Сормовский механический техникум им. Павла Семёнова).
«ВАС НЕ БУДЕТ – И ТАНКОВ НЕ БУДЕТ!»
- Нас одели, обули, выдали шинели с металлическими пуговицами, ремень с пряжкой, на которой были буквы «РУ», фуражки с кокардой. А на кокарде – эмблема: молоток и разводной ключ, - заметно, что эти воспоминания о далёкой юности и сегодня приятно волнуют ветерана. – Нас учили на слесарей. Четыре часа в день отводилось на теорию, четыре – на практику. Практику проходили в цехе школы ФЗУ на заводе. В сентябре 1941-го нам, мальчишкам, дали четвёртый разряд и отправили в корпусный цех №43 – на сборку танков. Заводу нужны были сварщики. И за месяц нас из слесарей сделали сначала прихватчиками, а потом и сварщиками! Мы были ловкие, юркие, худущие. В любую щель могли пролезть. Нас начальники за это любили, говорили: «Вас не будет – танков не будет!»
В 1942 году семнадцатилетнего паренька поставили водителем-испытателем танков. Алексей Алексеевич и сегодня хранит удостоверение испытателя.
- Каждый танк в сборочном цеху сдавали водителям на пробег, - о событиях семидесятилетней давности он рассказывает так, словно всё это было только вчера. – После сборки каждый танк Т-34 должен был пройти два пробега. Первый – заводской, 30 километров, до Козино и обратно. В танке – водитель и представитель ОТК. Второй пробег – военпредовский, до Лукино и обратно, 50 километров. Кроме водителя в танке – военпред. Каждый из 13 тысяч построенных на заводе танков прошли эти 80 километров! Выявленные во время пробегов неисправности исправлял водитель – в любой мороз и в любую непогоду. Работали сутки через сутки.
В 1944 году Алексей Сухонин сдавал танк сыну директора завода – молодому лейтенанту Александру Рубинчику. Александр после пробега сказал: «Никаких замечаний нет. Машина отличная!». К легендарному директору завода военной поры у Алексея Алексеевича отношение особое – он ценил рабочего человека, старых производственников, отдавших заводу по полвека и более:
- Мы не были на фронте, не служили в армии, но считали себя защитниками Отечества, потому что мы были солдатами армии генерала Рубинчика! – говорит ветеран.
30 ЛЕТ, ОТДАННЫХ ПОДВОДНОМУ СУДОСТРОЕНИЮ
После войны А.А. Сухонин трудился слесарем в мартеновском цехе, затем – в цехах СК-3 и СКМ. Был бригадиром, строил дизельные и атомные подводные лодки (613, 670, 670М). В составе сдаточных команд бывал в командировке в Мурманске. В 1970 году принимал участие в ликвидации последствий атомной аварии на строящейся в цехе СКМ атомной ПЛ проекта 670. На пенсию ушёл в 1980 году. Награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда» и многими другими. Становился победителем соцсоревнования и ударником пятилеток. Окончательно ушёл на заслуженный отдых только в 2000 году.
С женой Верой Фёдоровной, работавшей конструктором в ЦКБ «Лазурит», вырастил достойных детей - сына и дочь. Сегодня у Алексея Алексеевича внук, внучка и две правнучки. Юбиляр бодр, энергичен, высок и статен, а его шевелюре могли бы позавидовать и тридцатилетние. Активного долголетия вам, Алексей Алексеевич, доброго здоровья на долгие годы!
Все воспоминания ветеранов
ГВАРДИИ РЯДОВОЙ