Бронекатер БК-433 проекта 1124
Астраханское Судостроительное Производственное Объединение (АСПО) (входит в ЮЦСС)

Бронекатер серии 1124 (класс река - море) был заложен на заводе № 638 им. Сталина  (сегодня АСПО, г. Астрахань, ) на основании решения Государственного Комитета Обороны от 26 октября 1942 г. Коллективом завода сдан во втором полугодии 1943 г.  Катер был предназначен для высадки морского десанта и его огневой поддержки артиллерийским и пулеметным  огнем, с него выполнялась установка дымовых завес и постановка минных заграждений.

Личный состав принял бронекатер 10 октября 1943 года в составе бригады бронекатеров Азовской военной флотилии. Ввиду сложной обстановки на фронте и необходимостью скорейшей отправки бронекатера на Волжскую военную флотилию, ни учебных задач, ни практических стрельб (если не считать ходовых испытаний) личный состав катера не проработал. Бронекатер прямо из стапелей вышел на первое боевое задание.

Приказом командующего Волжской военной флотилии от 17 апреля 1943 г. первым командиром бронекатера был назначен лейтенант Фомин Дмитрий Иванович. В ноябре – декабре 1943 г. бронекатер получил боевое крещение в ходе Керченско-Эльтингенской десантной операции. Неоднократно прорываясь через огонь фашистских батарей, он высадил на берег 570 десантников и перевез 20 тонн боеприпасов. В боях с кораблями противника экипаж лейтенанта Д.И. Фомина артиллерийским огнем потопил две быстроходные десантные баржи. В этой операции особенно отличились пулеметчик краснофлотец Лебедь, комендор носовой баши краснофлотец Циб, главный старшина мотористов Сафронов.

За годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. БК-433 участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10-11.12.1943 г., в боях на Азовском море, затем в Белградской 28.9-20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944 г.-13.2.1945 г. и Венской 16.3-15.3.1945 г. наступательных операциях.

3 июня 1945 г. бронекатер БК-433 участвовал в параде Победы в г. Вена в составе кораблей Дунайской военной флотилии.

С окончанием войны корабли Дунайской военной флотилии продолжали траление и ограждение фарватера на Дунае и несли дозорную службу. В конце 1945 г. после расформирования бригады речных катеров БК-433 входил в состав кораблей резерва в Измаиле, впоследствии находился на консервации.

Историко-архивный поиск, проводившийся сотрудниками музея, позволил установить, что 10 октября 1965 г. БК-433 вошел в состав дивизии речных кораблей Амурской военной флотилии Краснознаменного Тихоокеанского флота (ТОФ). А в 1971 г. этот бронекатер был исключен из списков Амурской военной флотилии ТОФ и находился в г. Благовещенске.

В 1972 г. ветераны ВМФ обратились к Главкому ВМФ с просьбой о передаче бронекатеров в качестве исторических памятников музеям. Распоряжением Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова от 7 июля 1979 г. бронекатер БК-433 был передан с Краснознаменного Тихоокеанского флота в Центральный музей Вооруженных Сил СССР.

Боевой корабль бережно сохраняется для будущих поколений. В течение двух лет с октября 2014 г. по октябрь 2016 г. на бронекатере были проведены ремонтно-реставрационные работы. Находясь на смотровой площадке музея, отреставрированный бронекатер является напоминанием подвига членов экипажа бронекатера БК-433 в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Все корабли
Место постройки
г. Усть-Ижора, Зеленодольск, Сталинград и Астрахань.
Автор постройки
Речсудопроект г. Ленинград Ю.Ю. Бенуа
Тип судна
артиллерийский бронированный катер со стальным корпусом
Район эксплуатации
реки и озера
Длина
25, 30м
Ширина
4,04 м
Высота борта
1,90 м
Осадка
0,85 м
Водоизмещение стандартное
44,20 т
Водоизмещение полное
49,70 т
Экипаж
17 человек