Краснознамённый крейсер «Киров» проекта 26
Балтийский завод

Строительство начато на Ленинградском судостроительном заводе № 189 имени С. Орджоникидзе (сегодня Балтийский завод) 22 октября 1935 года. Передан флоту 6 сентября 1938 года. Первый крейсер советской постройки.

За время Великой Отечественной войны экипаж крейсера «Киров» провел более 300 боевых стрельб. Уничтожил огнем своей артиллерии несколько тысяч гитлеровцев. Разрушил и подавил многие батареи противника. Вывел из строя и сжег десятки танков, самоходных орудий и автомашин противника. Сбил и повредил несколько десятков самолетов.

Вначале войны находился на рейде Риги. Далее участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград.

29 августа “Киров” бросил якорь на Кронштадтском рейде. В начале сентября немцы начали штурм Ленинграда и бросили на корабли и Кронштадт авиацию. 21 сентября “Киров” получил ряд тяжелых повреждений и военный совет КБФ принял решение перебазировать крупные корабли в Ленинград. “Киров” занял огневую позицию на Неве и продолжал вести огонь по наступающему противнику.

Блокадной зимой 1941-1942 года экипаж крейсера вместе с рабочими Балтийского завода ремонтировал корабль. 24 апреля 1942 года немецкая авиация нанесла серьезный урон кораблю, загорелись приготовленные к стрельбе снаряды, но благодаря умелым действиям экипажа пожар был ликвидирован. Ночью крейсер отбуксировали к другой набережной и тщательно замаскировали, а на его место поставили старый учебный корабль “Свирь”. Утром "юнкерсы" вернулись и потопили "Свирь". Геббельсовская пропаганда протрубила на весь мир о том, что “советский крейсер “Киров” уничтожен”.

В рекордные сроки был произведен ремонт корабля (в блокадных условиях!) и усилено его вооружение. В январе 1943 года началась операция по разгрому немецких войск под Ленинградом. “Киров” совместно с другими кораблями эскадры с огневой позиции на Неве поддерживал наступление 42-й армии. Вечером 27 января орудия крейсера стреляли холостыми - салют победе под Ленинградом. Через месяц крейсер “Киров” первым из надводных кораблей КБФ был награжден орденом Красного Знамени.

Все корабли
Водоизмещение
7880 т (стандартное)
8590 т (нормальное)
9436 т (полное)
Длина
191,3 м
Ширина
17,7 м
Высота
10,1 м
Осадка
5,27 м
Бронирование
50 мм (борт, нижняя палуба, башни ГК и траверсы)
100—150 мм (боевая рубка)
Двигатели
2 турбозубчатых агрегата, 6 водотрубных котлов
Мощность
113 500 л. с. (83,5 МВт)
Скорость хода
35,9 узла (66,5 км/ч)
Дальность плавания
3750 миль
Автономность плавания
20 суток
Экипаж
692 человека (при вступлении в строй);
734 человека
Навигационное вооружение
2 гирокомпаса системы «Аншютц»
Артиллерия
3 × 3 × 180/57-мм орудие в башнях МК-3-180;
6 × 1 × 100/56-мм универсальное орудие в башенных щитах
Зенитная артиллерия
4 × 1 × 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК;
6 × 1 × 45-мм зенитный полуавтомат 21-К
Противолодочное вооружение
глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1
Минно-торпедное вооружение
2 × 3 × 533-мм ТА 39-Ю;
164 мины;
Авиационная группа
2 КОР-1, 1 катапульта К-12 («Хейнкель»)