
В условиях войны и блокады было построено и сдано флоту 20 бронированных катеров типа МБК. Все они несли службу на Балтийском флоте.
МБК проекта 161 получил корпус простой формы из прямолинейных образующих элементов, так как в условиях блокады производить горячую гибку листов обшивки было просто негде. В качестве башен ГК предполагались башни КВ-1, но их не хватало и пришлось ставить башни Т-34 со штатным вооружением. Вместе с тем, новый морской бронекатер отличался развитым бронированием и весьма приличной мореходностью.
Всего с 1943 по 1944 год завод № 194 им. Марти (сегодня Адмиралтейские верфи) построил 20 МБК по проекту 161, из которых два (БК-504, БК-508) погибли а остальные 18 благополучно прошли всю войну.
Катера этой серии принимали участие в десанте в Мерекюла 14-17 февраля 1944 года, Выборгской наступательной операции 10-20 июня 1944 года, Моонзундской десантной операции 27 сентября — 24 ноября 1944 года и Земландской наступательной операции 13-25 апреля 1945 года.
Морские бронекатера проекта 161 активно действовали в прибрежных районах и осуществляли систематическую огневую поддержку сухопутных частей в прибрежной полосе; перебрасывали на неприятельский берег передовые отряды десанта и поддерживали их огнем; разведывали побережье; боролись с малыми боевыми кораблями и прибрежными плавсредствами противника; охраняли боевые корабли, действовавшие у побережья; ставили дымзавесы.