Подводные лодки типа К «Крейсерская»
Адмиралтейские верфи Балтийский завод

К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года были сданы и находились на вооружении 6 лодок серии: К-1, К-2, К-3, К-21, К-22 и К-23. Ещё четыре лодки: К-51, К-52, К-53 и К-56, были введены в строй в 1942—1943 годах, а К-55 вступила в строй 25 декабря 1944 года и в боевых действиях принять участия не успела.  Из 11 построенных лодок к концу войны уцелело 6.

Серия подводных лодок официально именовалась «Крейсерской», однако на флоте эти подлодки получили неофициальное прозвище «Катюши», а еще их называли «рыцарями дальних коммуникаций». Эти субмарины стали самыми крупными подводными лодками советского ВМФ Великой Отечественной войны. Большие, вместительные и мощные, лодки типа К предназначались для проведения длительных и дальних автономных походов, боевых действий в одиночку на коммуникациях противника.

Гвардейского звания была удостоена подлодка К-22. В декабре 1941 г. эта лодка под командованием капитана 3 ранга В.Н.Котельникова поставила минные заграждения в проливе Рольвсесунд, ведущем к порту Гаммерфест,- на минах подорвался транспорт «Штейнбек». Затем артиллерией было уничтожено судно «Вейдинген». В следующем походе, 19 января 1942 года, лодка В.Н.Котельникова в бухте Берлевог поразила торпедой транспорт «Мимона», расстреляла артиллерией охранявший его сторожевой корабль пароход «Вааланд».

Еще одно достижение числится за К-21 под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга Н.А.Лунина, которая в годы войны стала единственной советской субмариной, атаковавшей 5 июля 1942 г. боевой корабль размерами крупнее эсминца – мощнейший германский линкор «Тирпиц». Субмарина К-21 была награждена орденом Красного Знамени, сегодня она как мемориал поставлена на вечную стоянку в Кольском заливе.

Подводные лодки типа К за годы войны выполнили 62 торпедные атаки, выпустив 183 торпеды и выставили 399 мин. Список подтверждённых побед подводных лодок типа К включает 25 потопленных и 6 повреждённых кораблей и судов. Лодками этого типа было потоплено 13 транспортов (26 072 брт), 3 траулера (1 164 брт), 2 сторожевых корабля, 3 больших охотника, 4 мотобота и повреждено 2 транспорта (15 979 брт), 1 тральщик, 3 мотобота.

Все корабли
Тип корабля
Крейсерская ДПЛ
Обозначение проекта
серия XIV
Главный конструктор
М. А. Рудницкий
Скорость (надводная)
22,5 узла
Скорость (подводная)
10,2 узла
Рабочая глубина погружения
80 м
Предельная глубина погружения
100 м
Автономность плавания
50 суток,
7500 км при 10,3 узлах,
подводная: 326 км на 3 узлах,
20 км на 10,3 узлах
Экипаж
67 человек, в том числе 10 офицеров
Водоизмещение надводное
1490 т
Водоизмещение подводное
2104 т
Длина наибольшая (по КВЛ)
97,7 м
Ширина корпуса наиб.
7,4 м
Средняя осадка (по КВЛ)
4,04 м
Силовая установка
Дизель-электрическая,
2 дизеля 9ДКР, 2×4200 л. с.
дизель-генератор 38К8, 800 л. с.
2 электродвигателя ПГ11, 2×1200 л. с.
Артиллерия
2×100-мм/51 Б-24ПЛ
2×45-мм/46 21-К
2 × 7,62-мм пулемёта
Торпедно- минное вооружение
6 носовых 533-мм ТА
4 кормовых 533-мм ТА
24 торпеды
20 мин заграждения